Музей незатопленных историй Белого озера — это проект, посвящённый теме строительства водных каналов и последствий «стройки века». Тем непростым годам, когда чьей-то властной рукой реки становились водохранилищами, затапливались и переселялись деревни, сёла и целые города, разрушались и уходили в небытие целые исторические территории — с памятниками, укладом жизни и традициями. А вместе с водными потоками менялись и человеческие судьбы.

Главные «экспонаты» музея — вынужденные переселенцы из затопленных сёл и деревень, некогда стоявших по берегам Белого озера, чьи воспоминания составляют виртуальную книгу памяти. Это люди севера, чей быт — сложен и суров, а жизнь — череда испытаний холодом, войнами, водой. Их истории, фотографии, документы, голоса складываются в главы этой книги, рассказанные непосредственными участниками тех событий.

И, конечно, мы много говорим о затопленном Крохино, ставшим символом затопленного Белозерья. Не забывая при этом и о судьбе других сел, затронутых постановлением ЦК ВКП (б) и Совнарком СССР о строительстве Волго-Балта от 24 сентября 1940 года.

Если всмотреться в воду Волго-Балта, покрывающую теперь подворья и сады, можно представить: вот здесь жили Кошкины, а вон там — Тотубалины и Порошины, а вот здесь крохинские ребята подрались с каргулинскими... Присмотритесь, и вы обязательно увидите!

Музей незатопленных историй стал логическим продолжением масштабного проекта Фонда по сбору воспоминаний переселенцев из зоны затопления в период строительства Волго-Балтийского водного канала. В первую очередь нас интересовали «живые» воспоминания участников событий, отражающие не только факты, но и эмоциональную реакцию людей на выселение из родового дома, потерю земли, невозможность хоть как-то повлиять на собственную судьбу, полностью зависящую от решения по изменениям привычного экологического и социального ландшафта, принятого на государственном уровне.

Основным методом работы с переселенцами стало интервьюирование и изучение семейных фотоальбомов и документальных архивов. Переселенцам и их потомкам предлагалось вспомнить людей, изображенных на фотографиях, места, которые зафиксировала камера. Как и предполагалось, людям, неохотно рассказывающим о своем негативном опыте, связанном с переселением, гораздо легче говорить о более конкретных и понятных каждому символах повседневности: дом, быт, родители, друзья, семейные праздники и др. Таким образом, используя элементы повседневности в качестве основы, мы смогли впоследствии выйти на более «тяжелые» темы и воспоминания.

Помимо очевидного раздела Коллекции, где все собранные материалы разделены на категории, мы решили сделать сопряженный с ним раздел Люди, где история каждой семьи представлена в виде разворота старого фотоальбома с кликабельными зонами, позволяющими ознакомиться со всеми категориями материалов (фотографии и документы, аудиозаписи, тексты). Этот формат позволил трансформировать современный формат представления исторической информации виртуального музея в привычный каждому — семейный фотоальбом, привычный для поколений, выросших в советской и постсоветской повседневности.

Работая над этим проектом, мы ставим себе две задачи.

Первая задача — спасти от «затопления» личные истории людей. Потому что если их не сохранить сейчас, они «утонут» во времени так же, как ушли под воду места счастливого детства, юности и первой любви.

Вторая наша задача — перенести эти истории из плоскости личной памяти отдельных очевидцев в плоскость памяти исторической. Чтобы «великие стройки коммунизма», одной из которых стал и Волго-Балтийский водный путь, ассоциировались не только с индустриализацией и трудом заключённых — темами, безусловно, важными, но далеко не исчерпывающими своей эпохи.

Мы хотим, чтобы память о затопленной родине осталась в нашей общей истории — и в маленьких историях тех, кого она коснулась в первую очередь.